Аудиосистема с полноценным басом, но без сабвуфера

На самом деле получить полноценный бас можно и без саба. Сегодня рассмотрим пример именно такой, нетривиальной инсталляции в автомобиле Ford Focus.

Низкочастотные звуки в замкнутом пространстве салона автомобиля распространяются совсем не так же, как в открытом пространстве. Длины звуковых волн становятся больше, чем размеры салона, а значит, сами волны как таковые уже перестают существовать, и динамик начинает работать подобно поршню в компрессоре, сжимая и разжимая воздух почти одновременно по всему объему.

Какие динамики эффективно воспроизведут бас?

Для создания нужного уровня громкости на низких частотах динамику необходимо обеспечить гораздо более сильные сжатия-разрежения воздуха, чем на средних и тем более высоких частотах. Этого можно добиться двумя способами — увеличивать ход диффузора и увеличивать его площадь. Первый вариант хорош лишь в теории, мидбасовые динамики обычного 6,5-дюймового калибра не рассчитаны на такое смещение диффузора.

Для эффективного воспроизведения баса потребуются как минимум 8-дюймовые мидбасы.

Сколько полос должно быть в бессабвуферной системе?

Обеспечивая хороший бас, 8-дюймовые динамики неизбежно проигрывают на средних частотах. Дело в том, что в автомобиле они в любом случае будут расположены под углом к слушателям. А это значит, что одни части диффузора будут к нам ближе, другие дальше, и до нас будет доходить сумма излучений от разных частей диффузора (сумма мод). Для низких частот это непринципиально, но начиная с нескольких килогерц длины волн становятся сопоставимыми с размерами динамиков, и их сложение приводит к заметным искажениям. Это называется интерференцией, а работа динамика на таких частотах называется работой в модальном режиме. 8-дюймовые динамики входят в модальный режим на гораздо более низких частотах, чем 6,5-дюймовые, поэтому строить на таких мидбасах 2-полосную систему не самое лучшее решение.

Нормальную бессабвуферную систему можно построить только на 3-полосной акустике.

Какие лучше использовать среднечастотные динамики?

Поскольку перед нами стоит задача построить бессабвуферную систему, воспроизведение самых низких частот будет возложено на 8-дюймовые мидбасы. Но, как показывает практика, чем больше мы нагружаем динамики басом, тем „грубее» они воспроизводят средние частоты. Поэтому частоту раздела мидбасов со среднечастотниками лучше всего опускать как можно ниже. Использовать при таких условиях среднечастотники с высокой частотой собственного резонанса (например, малогабаритные конусные или же купольные динамики) не самое лучшее решение. В данной системе на их роль были выбраны конусные AD M35NEO, способные играть от 200 Гц (фильтр 4 порядка, 24 дБ/октава).

Для получения чистого звучания среднечастотного диапазона для подобных систем выбирайте конусные среднечастотники, способные играть достаточно низко.
1. Разбираем двери. Для обеспечения, нужной жесткости наружных панелей обычной обработки вибродемпфирующим материалом в один слой недостаточно. Берем 4-мм алюминиевые полосы, изгибаем их по форме двери и приклеиваем на стекольный герметик. Он оптимально сочетает в себе прочность склейки и демпфирующий эффект. Это увеличивает жесткость конструкции в разы (достаточно легко постучать по металлу, и все становится ясно звук уже не звенящий, а глухой). Затем укатываем панель вместе с алюминиевыми ребрами двойным слоем вибродемпфирующего материала: слой плотного битумного, слой мягкого каучукового. Во-первых, такое сочетание эффективно в более широком диапазоне температур, а во-вторых, многослойные покрытия эффективнее гасят вибрации.
2. Калибр 8 дюймов можно считать переходным от мидбасов к сабвуферам, именно поэтому сделать качественную установку „восьмерок» в дверях задача архисложная. Чтобы они нормально раскрыли свои возможности, им нужно обеспечить просто бескомпромиссную жесткость посадочных мест, а корпуса (роль которых будут играть двери) должны обладать жесткостью поистине монолитной. Одно из примитивных, но при этом очень эффективных решений яичные кассеты. Тщательно пропитываем их полиэфирной смолой и некоторое время ждем. Когда смола уже начнет застывать, но конструкция еще не потеряет гибкость, приклеиваем их к дверным панелям опять же на стекольный герметик (нанося клей не в 4-5 точках, а обязательно на каждую вершину пирамидки). Теперь даем конструкции отстояться до полного отверждения смолы. За счет рельефа кассет жесткость получается просто отменной. И при этом, заметьте, без неприличного увеличения веса двери.
3. Следующим этапом настает черед подготовки посадочных мест непосредственно под мидбасовые динамики. Подиумы состоят из двух частей внутренние (проставочные коль¬ца, которые жестко крепятся к металлу двери) и внешние (вращиваются в обивку и при установке динамика плотно притягиваются через внутренние к металлу двери). Поскольку обивка и металл двери в этом месте не параллельны, кольца тоже не плоские. Сверху и снизу МДФ, а между ними полиэфирная шпаклевка со стекловолокном. Если дверь — это корпус для динамика, то панель, закрывающая технологическое окно в двери это его передняя стенка. Чем она будет жестче, тем лучше динамик раскроет свои возможности. Поэтому она укреплена вибродемпфирующими материалами.
4. Основа внешней части подиума алюминиевый лист. Заклеиваем обивку малярным скотчем, заполняем пространство между ней и алюминием полиэфирной шпаклевкой со стекловолокном.
5. Все полости в обивке потенциальный источник резонансов. Заливаем их жидким полиуретаном.
6. С задними дверями все немного проще, лишний дребезг там тоже не нужен. Поэтому по ним проведена обычная программа минимум вибра на наружной панели, вибра на щите, закрывающем технологическое окно, вибра и мягкий звукопоглотитель на обивке.
7. Крыша в универсале неслабый источник паразитных призвуков. Метод борьбы давно и хорошо известен вибродемпфирующие материалы.
8. Установка среднечастотных динамиков в стойки требует особого подхода. Поскольку им предстоит работать от 200 Гц, посадочные места должны быть максимально жесткими. Этому требованию удовлетворяет подиум из стеклопластика. Сначала кольца выставляются под нужным углом и временно фиксируются, затем этот скелет обтягивается эластичной тканью и пропитывается полиэфиркой. А затем получившаяся конструкция утолщается изнутри стекпоматом на той же полиэфирке. На этом же этапе в него врастили металлический кронштейн, с помощью которого подиум крепится к стойке болтом. Штатные пластиковые клипсы не обеспечили бы нужной жесткости крепления. По схожей технологии изготавливаются и подиумы под твитеры в уголках боковых зеркал.